На главную

МАТЕРИЛЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ
ГОРОДЕЦКОГО И ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНОВ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
11 сентября 2004 г.


ГОРОДЕЦКИЙ РАЙОН.

1) Бриляково.

Предполагалось осмотреть деревянную церковь 1741 г. (фотография 1905 г.). По рассказам местных жителей, она была снесена в начале 30-х годов XX века, при коллективизации. Сейчас на её месте располагается детский сад. По соседству с ним - действующая каменная церковь Казанской иконы Божьей Матери, также построенная до революции (имеет один купол в основной части и два - в приделах).

2) Белоглазово.

Главной достопримечательностью деревни являются два ключа.

Никола-ключ сейчас оборудован всем необходимым для посещения паломников и туристов. В частности, над ключом, дающим начало ручью, построены деревянные часовня и купальня. Они выстроены заново в конце 1980-х годов, до этого существовала старая часовня (по мнению местных жителей, с начала XX века). В советское время ключ не закрывался.

В 100 - 150 метрах от Николы-ключа по азимуту 2600 в том же лесу на окраине Белоглазова расположен старообрядческий ключ, представляющий собой небольшое прямоугольное отверстие в срубе. Над ним сооружена подставка для свечей. Перед ключом имеется также особая подставка для книг.

3) Бледны.

На лесном ручье находится старообрядческая деревянная часовня, построенная, по-видимому, недавно. Сруб поставлен на полые железные трубы, перекинутые через ручей. Крыша часовни выполнена в технике, имитирующей безгвоздевую конструкцию. Следует также отметить старый стол (возможно, XIX века) перед входом в часовню.

По утверждению жителей Белоглазова, этой водой пользуются редко, так как часовня располагается ниже по течению ручья по отношению к старообрядческому кладбищу.

4) Богомолово.

Сохранились кирпичные ворота на кладбище. Сама деревянная кладбищенская церковь св. Николая 1839 года посторойки значительно разрушена. Сохранились пустой иконостас, часть железных решёток на окнах, разрушенная печь, роспись на куполе в виде геометрического узора, отдельные следы росписей на стенах. На куполе также сохранилось деревянное украшение в виде солнечных лучей. В церкви обнаружены два деревянных креста, существует также одна металлическая дверь. Лестница на колокольню завалена обломками брёвен и труднопроходима. На месте алтаря - глубокая яма. Крыльцо и передняя (западная) стена отсутствуют.

Сейчас население Богомолова составляет 7 человек. На основании рассказов двух мужчин 1939 и 1957 гг. рождения, Виктора Ивановича 1925 г.р., его жены Нины 1921 г.р. (в деревне проживает с 1946 года), а также их племянницы 1942 г.р. удалось установить следующие факты.

Церковь была двухпрестольной. Её закрыли в 1937 году, священника арестовали, клир репрессирован не был. Кирпичная ограда кладбища была разобрана колхозом в годы войны. После войны, однако, в иконостасе сохранялись почти все иконы. Они имели большой размер и стеклянные дверцы. Затем храм превратили в склад удобрений, иконы начали портиться. Постепенно их разобрали по домам жители Богомолова и Кубинцева. Некоторые иконы до сих пор находятся у них. Вплоть до 1960-х годов местные дети лазали на колокольню за галочьими гнёздами, случаев травматизма не было.

В 50-е и 60-е годы XX века какие-то пришлые кладоискатели выломали окна в церкви, копали в храме и на кладбище по ночам, искали золото. В 70-е годы выломали полы в церкви. В это же время был похищен некий предмет, который до этого находился перед алтарём и который местные жители называют "стеклянным гробом". Последний раз его видели на помойке. Неясно, что он представлял собой: раку с мощами, ковчег или что-то ещё.

Ключи от церкви и значительная часть икон хранилась у некой тёти Насти из Высокова, затем ключи были переданы Анне Беловой и в сельсовет. Сейчас те жители Богомолова, которым состояние здоровья позволяет ходить, посещают церковь в Брилякове. Окончательный урон церкви нанесли вандалы последнего десятилетия и пожар 2003 года.

К другим достопримечательностям Богомолова относятся школа (ныне это жилой дом), построенная одновременно с церковью, и незамерзающая река Дубовка.

Местное население ходатайствует о восстановлении храма св. Николая, а также об очистке кладбища и реки от отходов.

5) Филоново.

Кладбищенская деревянная церковь Вознесения Христова близка к полному разрушению, большинство перекрытий рухнуло. По утверждению местных жителей, эту церковь перевезли сюда до революции из несуществующей ныне деревни Сорокино за 6 км. Из других достопримечательностей следует отметить железное надгробие Ивана и Феодосии Кутузовых дореволюционного периода со старым распятием внутри его окошечка, а также глухую резьбу на наличниках одного дома.

В Филонове нет ни одного старожила, поэтому за информацией пришлось обратиться в Лазарево, д. 46, к бывшему директору школы Дмитрию Егоровичу Ремизову и его семье. Ремизов, 1925 г.р., до 1934 года жил в соседней деревне Мёхове, но большую часть времени проводил бабушки в Балахне. Помнит действующую церковь. Поп и попадья не имели детей и скота (кроме кур), но имели хороший дом. Раскулачены не были, как и все жители Филонова и Лазарева. Что происходило в дальнейшем, нам выяснить не удалось, т.к. сестра Ремизова, обладающая нужной информацией, проживает в Заволжье. Сам Дмитрий Егорович служил в составе стрелкового полка 1-й гвардейской танковой бригады, участвовал во взятии Варшавы и Берлина, награждён 4 медалями, окончил войну в звании младшего лейтенанта (сейчас - майор). Вернулся в Лазарево в 1957 г., когда церковь была уже в таком же состоянии, как сейчас.

Характерно, что и поныне на Пасху некоторые старушки ходят в разрушенную церковь. Этим объясняется и наличие нового позолоченного распятия на воротах храма.

6) Слышково.

Предполагалось обнаружить деревянную церковь св. Флора и Лавра 1760 года. Вместо неё экспедиция обнаружила каменную церковь из красного кирпича, в которой помещается деревообделочный цех по точению пробки. Единственный фрагмент росписи сохранился над воротами храма. Колокольня лишена крыши. Помимо деревообрабатывающих станков, в церкви находятся десятки плакатов конца 1980-х годов (до 1990 года).

На основании рассказов Зинаиды Павловны 1934 г.р. были установлены следующие факты. Приход церкви был очень большим. Колхоз имени С. Орджоникидзе в Слышкове был образован 9 января 1929 года, но церкви (деревянная и каменная) были уже недействующими. Затем здания храмов были отданы под точение пробки и хохломскую роспись (игрушки, ложки, половники). Раскулачивания не происходило, но в Слышкове поселились те, кто раскулачивал.

В 1954 году обе церкви были в хорошем состоянии, несмотря на наличие предприятий в их помещениях. Позже деревянная церковь, находившаяся неподалёку от каменной, постепенно разрушилась. Был также снесён бывший дом священника; дом попадьи сохранился. Иконы были раскуплены антикварщиками.

Сейчас всё производство в деревне разрушено. Местное население (11 человек) жалуется на отсутствие продуктов (ближайший магазин за 3 км), скота (из 38 голов осталась 1), на бедность.

7) Курцево.

На месте деревянной церкви в это бывшем волостном центре находится здание каменной церкви, сейчас используемое как лесопилка. Экспедиции проникнуть внутрь не удалось, но, по рассказам местных жителей, сохранилась алтарная часть, включая иконы. Население ещё помнит кованую ограду на старом кладбище, куда до сих пор ходят на Пасху к могилам предков.

Ранее в здании церкви размещалась фабрика "Городецкая роспись" под руководством Аристарха Евстафьевича Коновалова. Местный житель, работавший на этом предприятии мастером по изготовлению лебёдок в течение 33 лет, предоставил некоторые сведения о здании церкви. Толщину фундамента он оценил в 1,5 м, размер подвала - в 20 м. Подвал сложен из валунов.

Фабрика была оборудована самыми современными сушилками (2 штуки по 12 м3, рассчитанные на 2,5 суток) и вагонетками (ручные для 2 человек).

Также следует отметить дореволюционный геодезический знак около фундамента церкви с цифрами "1141".

8) Строчково.

Подавляющее большинство местного населения не помнит о существовании кладбищенской церкви на месте нынешнего парка с памятником воинам-колхозникам. Судя по размерам парковых деревьев, церковь была снесена в 1930-е годы. Территория парка покрыта множеством могильных бугорков. Обнаружен провал грунта и 2 красных кирпича.

ЧКАЛОВСКИЙ РАЙОН.

9) Вершилово.

Помимо хорошо известного главного пятикупольного действующего храма с колокольней (фасад, однако, в плохом состоянии), экспедиция обследовала краснокирпичную белёную кладбищенскую церковь. Перекрытия разрушены, но с внешней стороны стены прикреплена новая икона.

10) Милино.

Обследована деревянная кладбищенская церковь. Колокольня, расположенная над входом в храм, хорошо сохранилась, кроме верхних ярусов. Внутри колокольни обнаружена надпись чёрной краской:

"Холуй Владимiрской губ.
Вязниковскаго у?зда
Живописецъ Серг?й
Егоров Росляковъ
1913 г. авг. 27".

Из средней части храма сохранилась передняя половина, вторая половина полностью обрушена. Уцелели две колонны, окраска стен, хоры с лестницей на них, печь с резной металлической дверкой. Среди обрушений найдены следующие металлические предметы: железная обшивка купола; подсвечник; воронка; целый обрушенный купол с крестом. Алтарная часть не обрушена, но доступ туда невозможен.

Также найдена мини-часовня в кирпичном столбе кладбищенской ограды.

11) Пурех.

Кроме широко известной действующей церкви XVII века, найдены три недействующих храма XIX века. Деревянных церквей нет.

12) Михайловское.

На кладбище каменная и деревянная церкви. От деревянной церкви сохранились западная и восточная стены, остальное - обломки. В каменном храме сохранились стены и крыша (кроме колокольни), но кирпич без штукатурки. Внутри разбросан мусор строительного характера и множество изразцов (безо всяких украшений). Окна замурованы, но в большинстве из них сохранились железные решётки. На потолке следы люстры.

Кладбище сохранилось плохо, при входе на него - сухой развалившийся колодец глубиной 5 - 6 м. Так как Михайловское является официально нежилым пунктом и зимой в нём отсутствует население, экспедиции пришлось обратиться в соседнюю деревню Филино, к Анастасии Ивановне Запоновой 1908 г. р., её дочери Анне Дмитриевне 1930 г.р., а также к невестке Запоновой. От них была получена следующая информация.

Обе церкви были построены в честь Казанской иконы Божией Матери и имели по одному престольному празднику. В деревянной церкви службы велись летом, в каменной - зимой. В приход входила даже дальняя деревня Боброво. Само же село Михайловское было очень большим, во много раз превосходя нынешние размеры в 5 - 7 дворов. Был и дом священника. Анастасия Ивановна ходила в эти церкви с 1929 г. до их закрытия в 1936 г. Последний священник по фамилии Архангельский (предположительно) был репрессирован. До 1948 г. в Филино и Михайловском существовал колхоз "Память Чкалова", позже - "Новый путь", ныне объединённый с более крупным колхозом. Именно "Новый путь" разрушил часть кирпичной церкви и большую часть ограды кладбища, в самом здании устроили склад картофеля. Но куполов, которые были обиты красным железом, на каменной церкви уже в первые послевоенные годы не было. Постепенно исчезла и краска стен, пропали росписи, была окончательно разрушена кладбищенская ограда. Деревянная же церковь сгнила и затем обрушилась естественным путём к 1980-м годам.

Интересен тот факт, что в период примерно с 1945 по 1955 гг. сельсовет разрешал открывать каменную церковь на Пасху и проводить в ней службы. После этого ключи от церкви были отданы Дарье Цыплёнковой. Об их настоящем местонахождении, возможно, известно Анне Вениаминовне и Николаю Кругловым из соседней деревни Андреево.

Иконы из церквей находились в домах местных жителей, прежде всего в Филино. Но в 1970-е и 1980-е годы по району проатилась серия ограблений домов и храмов с целью похищения икон. Проводились взломы, разбивались стёкла. В результате этого в Филино сейчас практически нет икон, тем более икон из Михайловских храмов.

Hosted by uCoz