На главную

КУДРИН В.Б.

СТРУКТУРА ГИЛЕТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Вещество памяти (hyle) - это и есть подлинное вещество, наполняющее физический Мiр. Оно хранит информацию не только обо всех физических событий, совершившихся в Мiре, но и обо всех "ментальных событиях", то есть восприятиях, душевных состояниях и мыслях. Воспоминание - это не "прокручивание записи", а свободное посещение душой тех областей своего хранилища (гилетического пространства), которые сформировались именно в течение вспоминаемого периода жизни. Память - не есть нечто внешнее (добавочное) по отношению к жизни, а само содержание жизни и содержимое Мiра.

Современная ("поствозрожденская" и позитивистская) наука до сих пор занимается не реальными явлениями, происходящими в пространстве, а лишь рядом сменяющих друг друга событий, происходящих на трёхмерной поверхности этого пространства в момент его формирования. Это совершенно подобно тому, как если бы изучение реального исторического события было бы заменено изучением киноплёнки, на которую это событие было заснято, а смена кадров этой киноплёнки выдавалась бы за реальное течение этого события. При этом утверждалось бы, будто само событие, если и имело место, то "кануло в Лету", а единственное, что от него осталось - это как раз предъявленная киноплёнка, а когда киноплёнка сгорит, то от него не останется совершенно ничего, и будет совершенно безразлично, происходило оно вообще когда-нибудь, или нет!

Ясно, что "заточенные" на такое "киноплёночное" представление о Мiре математические модели не годятся для моделирования процессов, реально происходящих в нём. Должна быть создана совершенно новая математика, математика гилетического пространства = гилетическая математика!

Замечательный русский математик и философ, член-корреспондент РАН Алексей Николаевич Паршин так сформулировал актуальную задачу научного сообщества:

"Учитывая исторический опыт естествознания (а это тоже опыт, к которому мы должны прислушаться), можно было бы начать с построения умопостигаемого мiра как некоторого пространства. Причем возможно понимать такое пространство только как философскую категорию или же сделать следующий шаг и представить его более конкретно как математическую конструкцию. И затем соединить два мiра или два пространства - физическое и умопостигаемое в одно целое, как и должно быть" [Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. М.: Добросвет, 2002. С. 222].

Это "единое целое", по нашему мнению, и есть гилетическое пространство, объединяющее трехмерную "оболочку" формирующегося вещественного мiра и содержимое этой оболочки = внутреннее пространство Гиперсферы = пространство памяти.

Далее Паршин пишет: "И если мы примем на время, что есть не просто умопостигаемый мiр, но и отвечающее ему пространство, то это пространство и будет, среди прочего, вместилищем для языка" [Там же, С. 223].

Мы бы добавили к этому, что оно будет вместилищем и для математических выражений, и для музыки, как специфических форм языка.

К этому пространству полностью применимы слова, сказанные Лосевым о музыкальном времени: "...В музыкальном времени нет прошлого. Прошлое ведь создавалось бы полным уничтожением предмета, который пережил свое настоящее. Только уничтоживши предмет до его абсолютного корня и уничтоживши все вообще возможные виды проявления его бытия, мы могли бы говорить о прошлом этого предмета. В музыке же мы только что увидели и осознали объединительную функцию по отношению к "разновременным" моментам. Но если нет прошлого, то тогда, по-видимому, реально есть только настоящее и его жизнь, творящая в недрах этого настоящего его будущее. Это громадной важности вывод, гласящий, что всякое музыкальное произведение, пока оно живет и слышится, есть сплошное настоящее, преисполненное всяческих изменений и процессов, но, тем не менее, не уходящее в прошлое и не убывающее в своем абсолютном бытии. Это есть сплошное "теперь", живое и творческое - однако не уничтожающееся в своей жизни и творчестве. Музыкальное время есть не форма или вид протекания событий и явлений музыки, но есть самые эти события и явления в их наиболее подлинной онтологической основе" [Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Из ранних произведений. М., "Правда", 1990. С. 239].

По словам Паршина, "в нашей ситуации получается единое пространство, имеющее вид безконечного универсального дерева, в которое можно вложить все те деревья, которые мы рассматривали. Такую программу можно реализовать для математического языка, для самой простой его части - языка элементарной арифметики. Для обычного языка такой подход означал бы, что за каждым высказыванием языка, за каждым словом стояло бы безконечное дерево, выражающее его полностью. И все такие деревья содержались бы в едином универсальном пространстве (можно сказать, Мiровом Дереве). Иначе можно сказать, что "настоящая" глубинная структура должна быть безконечной" [Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. М.: Добросвет, 2002. С. 224].

Справедливость аналогии совокупности деревьев и гилетического пространства подтверждает и сама этимология слова "hyle", означающего по-гречески и "лес" и "вещество". Ошибкой Цицерона был перевод "hyle" латинским термином "materia", тогда как латинский язык уже тогда располагал совершенно точным соответствием "silva", имеющим абсолютно те же значения "лес" и "вещество". Не только слова и выражения суть деревья, но и само пространство есть лес, состоящий из этих деревьев.

Окончательная формулировка: "Гилетическое пространство - это лес из безконечных деревьев, представляющих собой высказывания естественного языка, математические выражения и музыкальные произведения, то есть структуры умопостигаемого мiра. Физическое пространство - это поверхность гилетического пространства, аналогом которой могла бы служить кора Мiрового Дерева". Тогда моделью самого Мiра, формирующегося во времени, и любой его "самоподобной части" может быть весь объём дерева.

Любые пространственные структуры можно рассматривать как проекции кристаллизующихся временных структур, как линейных, так и циклических. Одни и те же "гении времени" могут иметь более, чем одну область реализации в физическом пространстве ("гении пространства" как области реализации "гения времени"), причем сама размерность этих пространств может быть различной: от более, чем четырехмерной размерности Метагалактики - к трехмерному геоиду и к условно двумерному плану города на поверхности Земли.

Города, имеющие исторически сложившуюся радиально-кольцевую планировку, можно рассматривать как проекцию временных (годовых и суточных) циклов на поверхность Земли (одну из форм "опространствования времени").

Эта проекция может быть вполне промоделирована срезом ствола дерева, в котором годовые кольца будут соответствовать этапам исторической застройки города, от центра - по направлению к окрестностям.

Понятие "Гилетическое пространство" может быть адекватно переведено и как "Вещественное пространство", и как "Древесное пространство" - оба варианта перевода греческого слова "hyle" здесь уместны!

Дерево гилетической математики будет отображать рост самого Мiрового дерева, ветви которого будут представлены соответствующими "математическими дисциплинами", то есть областями (отраслями) математики.

Hosted by uCoz