На главную

КУЛАКОВА Н.М.

Влияние индийской Традиции в монументальной архитектуре эпохи Великих Моголов

Монументальные сооружения и храмы Индии привлекали внимание путешественников и учёных на протяжении многих лет. Особенно уникальными в этом плане являлись дворцовые комплексы и гробницы эпохи Великих Моголов (мусульманской династии). Взаимодействие индуизма и ислама являлось отличительной чертой всего этого периода. Выражаясь словами индийского историка Хумаюна Кабира, "истинная истории Индии в средние века - это история попыток синтеза и сотрудничества между индусами и мусульманами"[1].

Резиденции могольских правителей строили в основном индуисты, а традиция возведения зданий уходила вглубь веков, когда создавались индо-буддийские храмы для поклонения различным божествам. Религия настолько проникла в сознание индусов, что находила свое отражение даже в архитектуре - в том числе и элементы, восходящие к древнейшей Традиции. Согласно индуизму, все ремёсла и искусства имели божественное происхождение и были связаны с Вишвакармой[2]. Вишвакарма признавался Великим Архитектором Вселенной, Создателем и божеством Творения. Индусы верили, что с его помощью создавались храмы, здания, дороги и ландшафты Индии. На многочисленных миниатюрах Вишвакарму изображали одетым в красные одежды, поскольку красный цвет символизировал творящую силу и активную деятельность[3]. Со временем сформировались определенные правила и каноны архитектурного стиля, которые якобы дал Вишвакарма для строительства сооружений.

Ярким примером того, как дворцы могольских императоров испытали влияние индуистского зодчества, служит Фатехпур-Сикри, столица Могольского государства времени правления Акбара. История возникновения этого города связана с паломничеством императора из Агры в Аджмир, индийский центр суфизма, где святой Салим Чисти благословил падишаха и предсказал ему рождение наследника. Уже отчаявшийся в появлении сына, Акбар принял решение покинуть Агру, напоминавшую ему о печальных днях и возвести новую столицу в Фатехпур-Сикри, где непременно должен быть построен мавзолей Салима. Благодарность к этому святому была настолько велика, что появившегося на свет младенца (Джахангира) назвали в честь знаменитого суфия - Салим.

Фатехпур-Сикри был построен в соответствии с канонами индийского архитектурного стиля. Английский исследователь Э.Б. Хэвелл утверждал, что вырезанный декор этого дворцового комплекса являлся типично индусским мастерством, тогда как мусульманский стиль украшений обычно заключался в расписывании стен[4]. С этим положением согласна французский историк В. Беренстен. Она отмечала, что блоки из красного песчаника обрабатывались в традициях местной художественной школы, где резьба наносилась как изнутри зданий, так и снаружи. Некоторые элементы орнамента (павлины, гуси) принадлежали к индуистской иконографической традиции (очевидно, что корни этого символизма можно искать в глубокой древности)[5]. Примечательно и то, что трон императора Акбара был создан в соответствии с религиозными представлениями индусов. Он находился в центре зала для аудиенций (диван-и кхасс) и был расположен на вершине конструкции, сделанной в виде дерева. Это символизировало ось мира (Axis Mundi), Древо Вселенной и трон бога Вишну, который согласно религии индуизма, является хранителем мира[6].

Шедевром архитектуры того времени является также знаменитый Тадж-Махал - гробница, построенная Шах Джаханом для своей жены Мумтаз-Махал. Считается, что усыпальница является ярким примером архитектуры мусульманского стиля: луковичные купола и надписи из Корана на стенах лишь подтверждают это заявление. Однако при внимательном изучении деталей этого сооружения можно заметить черты индуистского влияния. Так, главный купол Тадж-Махала венчает цветок лотоса, неотъемлемый элемент индийской живописи и сакральный символ индуизма. В этом случае прототипом гробницы Мумтаз-Махал будет являться шиваистский храм Брихадишвара (в Танджавуре, примерно XI век), купол которого имеет луковичную форму, увенчанную цветком лотоса[7].

Стоит обратить внимание и на небольшую остроконечную вершину купола. В Индии этот элемент является наиболее важной деталью всех индийских храмов. Речь идет о калаше или кумбхе. В переводе с санскрита это слово означает "горшочек с водой". В индуизме калаш символизирует сосуд, удерживающий в себе созидательный элемент или нектар бессмертия[8]. Это символ чрева, плодородия и жизни. До сих пор калаш играет огромную роль во всех религиозных церемониях Индии, где его заполняют водой и листьями при совершении обряда пуджа. Данный ритуал включает в себя песнопения, чтение манускриптов, предложение пищи и поклоны. Его участники наносят отметку тилака из сандаловой пасты на лоб или алую точку в центр лба, что является символом подчинения Всевышнему. Далее в священный огонь бросаются подношения богам под чтение мантр.

Сама композиция Тадж-Махала представляет собой четыре башни, расположенные вокруг главной пятой. Такая структура в Индии обозначается понятием панчаратна, "святыня пяти сокровищ"[9]. В этом плане, платформа, на которой стоит Тадж-Махал, как бы связывает воедино все пять элементов: землю, воду, воздух, огонь и эфир. Другим примером данной конструкции являются постройки Чанди-Сева на острове Ява. Таким образом, традиции индийского архитектурного стиля сложились задолго до прихода мусульман в Индию.

Итак, влияние индусского стиля на архитектурные сооружения эпохи Моголов не вызывает сомнений. Резиденции могольских правителей и гробницы были построены мастерами-индуистами, которые при строительстве монументальных сооружений руководствовались древними правилами и принципами, передаваемыми из поколения в поколение. Вследствие этого многие постройки того времени являются типичными примерами индийского стиля, а смысл деталей и элементов конструкций объясняется исходя из философии индуизма и индийской Традиции.


1. Кабир Х. Индийская культура. М.: Издательство Восточной литературы, 1963. С.22.
2. Raina M.K. The Divine Creativity: The Mythical Paradigm and Lord Vishvakarma // Creativity's Global Correspondents. Florida: Winslow Press. P.77.
3. Ibid. P.78.
4. Havell E.B. Indian Architecture: Its Psychology, Structure and History from the First Muhammadan Invasion to the Present Day. London: John Murray & Albemarle Street, 1913. P.168-169.
5. Беренстен В. Империя Великих Моголов / пер. с фр. Н. Григорьевой. М.: Астрель, 2005. С.53.
6. Havell E.B. Op. cit. P.164.
7. Ibid. P.25.
8. Ibid. P.14-15.
9. Ibid. P.22.
Hosted by uCoz