На главную

КУДРИН В.Б.

СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВА ПАМЯТИ

Вещество памяти hyle - это и есть подлинное вещество, наполняющее Мiр. Воспоминание - это не "прокручивание записи", а свободное посещение душой тех областей своего хранилища, которые сформировались именно в течение вспоминаемого периода жизни. Память - не есть нечто внешнее (добавочное) по отношению к жизни, а само содержание жизни и содержимое Мiра.

Современная ("поствозрожденская" и позитивистская) наука до сих пор занимается не реальными явлениями, происходящими в пространстве, а лишь рядом сменяющих друг друга событий, происходящих на трёхмерной поверхности этого пространства в момент его формирования. Это трехмерность даже скорее двумерна, это лишь образы на стене платоновской пещеры, этом прототипе экрана ТВ или компьютера. Объем - это лишь спецэффект, апгрейд двумерного мiровидения. Это совершенно подобно тому, как если бы изучение реального исторического события было бы заменено изучением киноплёнки, на которую это событие было заснято, а смена кадров этой киноплёнки выдавалась бы за реальное течение этого события. При этом утверждалось бы, будто само событие, если и имело место, то "кануло в Лету", а единственное, что от него осталось - это как раз предъявленная киноплёнка, а когда киноплёнка сгорит, то от него не останется совершенно ничего, и будет совершенно безразлично, происходило оно вообще когда-нибудь, или нет!

Ясно, что "заточенные" на такое "киноплёночное" представление о Мiре математические модели не годятся для моделирования процессов, реально происходящих в нём. Должна быть создана совершенно новая математика, математика пространства памяти.

Замечательный русский математик и философ, член-корреспондент РАН Алексей Николаевич Паршин так сформулировал актуальную задачу научного сообщества: "Учитывая исторический опыт естествознания (а это тоже опыт, к которому мы должны прислушаться), можно было бы начать с построения умопостигаемого мiра как некоторого пространства. Причем возможно понимать такое пространство только как философскую категорию или же сделать следующий шаг и представить его более конкретно как математическую конструкцию. И затем соединить два мiра или два пространства - физическое и умопостигаемое в одно целое, как и должно быть: И если мы примем на время, что есть не просто умопостигаемый мiр, но и отвечающее ему пространство, то это пространство и будет, среди прочего, вместилищем для языка" [Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. М.: Добросвет, 2002. С. 222 - 223].

Мы бы добавили к этому, что оно будет вместилищем и для математических выражений, и для музыки, как специфических форм языка. Изначально слово "число" означало просто символ (букв. "то, что считывается, вычленяется из общего фона"), и только потом символы стали упорядочены в системы алфавита, и еще позже от них отделились цифры. Поэтому числа, музыка, абстрактные образы, жесты - все это эманации Языка, которым проявляет себя юлетическое пространство. К этому пространству полностью применимы слова, сказанные Лосевым о музыкальном времени: ":В музыкальном времени нет прошлого. Прошлое ведь создавалось бы полным уничтожением предмета, который пережил свое настоящее. Только уничтоживши предмет до его абсолютного корня и уничтоживши все вообще возможные виды проявления его бытия, мы могли бы говорить о прошлом этого предмета: Это громадной важности вывод, гласящий, что всякое музыкальное произведение, пока оно живет и слышится, есть сплошное настоящее, преисполненное всяческих изменений и процессов, но, тем не менее, не уходящее в прошлое и не убывающее в своем абсолютном бытии. Это есть сплошное "теперь", живое и творческое - однако не уничтожающееся в своей жизни и творчестве. Музыкальное время есть не форма или вид протекания событий и явлений музыки, но есть самые эти события и явления в их наиболее подлинной онтологической основе" [Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Из ранних произведений. М., "Правда", 1990. С.239]. По словам Паршина, "в нашей ситуации получается единое пространство, имеющее вид безконечного универсального дерева, в которое можно вложить все те деревья, которые мы рассматривали. Такую программу можно реализовать для математического языка, для самой простой его части - языка элементарной арифметики. Для обычного языка такой подход означал бы, что за каждым высказыванием языка, за каждым словом стояло бы безконечное дерево, выражающее его полностью. И все такие деревья содержались бы в едином универсальном пространстве (можно сказать, Мiровом Дереве). Иначе можно сказать, что "настоящая" глубинная структура должна быть безконечной" [Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. М.: Добросвет, 2002. С.224].

Физическое пространство - это поверхность пространства памяти. Его аналогом могла бы служить кора Мiрового Дерева. Моделью и самого Мiра, формирующегося во времени, и любой его "самоподобной части" может быть весь объём дерева. Любые пространственные структуры можно рассматривать как проекции кристаллизующихся временных структур, как линейных, так и циклических. Одни и те же "гении времени" могут иметь более, чем одну область реализации в физическом пространстве ("гении пространства" как области реализации "гения времени"), причем сама размерность этих пространств может быть различной: от более, чем четырехмерной размерности Метагалактики - к трехмерному геоиду и к условно двумерному плану города на поверхности Земли.

Опубликовано в журнале "Вестник Российского философского общества", 2011, #2 (58), С. 96 - 97.

Hosted by uCoz