На протяжении XX столетия было убедительно доказано, что человеческая память хранит в неизменной форме всю воспринятую индивидом сенсорную информацию. Интуиция подсказывает нам, что в Вечности хранится память обо всех когда-либо совершившихся событиях, что память - не есть нечто внешнее (добавочное) по отношению к жизни, а само содержание жизни и содержимое реального мiра.
Вспоминая некогда воспринятое, мы взаимодействуем не с неким туманным и удаляющимся от нас "прошлым", а с данным нам "здесь и сейчас" фрагментом вечно пребывающего в настоящем континуума памяти. В континууме памяти нет ни пространственных, ни временных расстояний, а есть сосуществование всех совершившихся событий.
"Телесными очами" мы видим не сам мiр, а лишь происходящие в нём изменения. То, что привычно называют "прошлым", правильнее было бы именовать "происшедшим", "состоявшимся", "наставшим", или даже "настоящим". Время есть становление, переход Грядущего в состоявшееся, Вечное, продолжающее жить и тогда, когда и время и вещественный мiр прекратят свое видимое существование, а мiр духовный полностью осуществится. Видимый мiр непрерывно участвует в формировании мiра невидимого.
Реальность этого мiра приоткрывается в состояниях полусна, слушания классической музыки, любования видами природы. "Последние истины", невыразимые обычным языком, приспособленным для выражения реалий видимого мiра, становятся явными.
В духовном мiре сохраняются и физический мiр "яви", и мiр сновидений (неизмеримо более объёмный), и мiр музыки. Всем известен феномен, когда повторное прослушивание музыкального произведения дает слушателю больше, чем первое. Сознание слушателя продолжает обогащать музыкальное произведение, хранящееся в памяти, не только во время слушания, но и в промежутках между прослушиваниями, и эта совместная жизнь слушателя и музыкального произведения никогда не прекращается. Прослушивание музыкального произведения - это не механическая передача "эмоций" композитора слушателю, а реальное общение их душ, при котором произведение выполняет функцию "канала связи" между душами! Чудо, происходящее при прослушивании классической музыки - это внезапное решение проблем, казалось бы, также не имеющих никакого отношение к теме прослушиваемого произведения, например, - проблем чисто математических! Гениальные музыканты интуитивно опередили научные представления своего времени, они жили (и продолжают жить) уже в "постклассическую" эпоху!
Истинным хранилищем памяти является многомерное пространство, содержащее как генетическую память, связывающую программу развития организма с программой вида, так и память в общеупотребительном смысле слова, хранящую впечатления, полученные индивидом в течение жизни. Как геном, так и мозг - не хранилища "следов" прошлых событий, подобно библиотекам и архивам, и не усовершенствованные арифмометры, подобно ныне используемым компьютерам.
Запись информации в памяти компьютера позиционна, т.е. осуществляется путем преобразования последовательности событий во времени в последовательность локализованных в пространстве участков носителя. В отличие от нее, память живого существа организована в виде многомерной голограммы, упорядоченной вдоль временной оси. Мозг есть одномоментный "срез" этой голограммы, локализованный в трехмерном пространстве. Моделирование функций мозга методами математики дискретных величин - это попытка приравнять к дискретным величинам континуум, не преодолевая фундаментальное различие непрерывного и дискретного. Основной функцией мозга можно считать переработку информации с ее последующим усвоением живым существом, то есть трансляцией информации из пространственно оформленного мiра в непротяженный мiр сознания.
Геном представляет собой новое пространственное оформление реалий непротяженного мiра. Он ответствен за новую актуализацию информации, заключающуюся в ее овеществлении (или объективации) в виде живого существа. Геному (как и созданному человеком тексту литературного или музыкального произведения) нисколько не мешает то, что он записан дискретными единицами ("буквами"), которые вполне могут быть представлены в виде ряда натуральных чисел.
В так называемом "научном мiровоззрении" роль науки сводится к изучению закономерностей явлений, происходящих в видимом мiре (то есть на трёхмерной поверхности физического пространства). Можно сказать, что научное мiровоззрение поверхностно не в переносном, а в самом прямом смысле слова.
Ясно, что отражающие поверхностное мiровоззрение математические модели не годятся для моделирования процессов, реально происходящих в многомерном пространстве. Должна быть создана совершенно новая математика, отражающая реальное взаимодействие видимого и невидимого мiров.
Необходимо покаяние ("изменение ума") не только в этике, но и в мiровоззрении, в частности - в понимании задач науки.
Если в самом начале XX столетия можно было ещё тешить себя иллюзиями о возможности построения математики, независимой от природы математических объектов, но после квантовой революции это стало невозможным. Не только свойства физических объектов зависят от наблюдателя, но и свойства отвечающих им математических моделей зависят от свойств этих объектов. Настала пора перейти к созданию квантовой математики, в которой квантовыми свойствами обладают не "элементарные частицы", не "волны" и даже не "волновые функции", а сами числа.
Пифагорейцы понимали под математикой (от греческого mathema "изучение через размышление"), не отдельную предметную область знаний, а "точное выражение чего-либо, достигнутое путём размышления". При этом математика оставалась для них неотъемлемой частью философии. Выделение математики в отдельную от философии предметную область привело, уже в Новое время, к изменению смысла этого понятия на прямо противоположное, когда математика стала ассоциироваться даже не с опытной наукой, а с экспериментальной технологией - "допрашиванием природы путём эксперимента". Но именно выход за пределы чувственного опыта, как это ни парадоксально, даёт возможность приобретения точного знания о реальном мiре.
Числовое пространство - это и есть точно выраженное (в пифагорейском смысле) физическое пространство. Поэтому конструируемые математиками числовые пространства отражать свойства реально существующего физического пространства, иметь, подобно ему, "измерение памяти", а сами числа - обладать теми же самыми квантовыми свойствами, которыми обладают физические объекты.
Замечательный математик и философ, академик РАН Алексей Николаевич Паршин так сформулировал актуальную задачу научного сообщества: "Учитывая исторический опыт естествознания (а это тоже опыт, к которому мы должны прислушаться), можно было бы начать с построения умопостигаемого мира как некоторого пространства. Причем возможно понимать такое пространство только как философскую категорию или же сделать следующий шаг и представить его более конкретно как математическую конструкцию. И затем соединить два мира или два пространства - физическое и умопостигаемое в одно целое, как и должно быть: И если мы примем на время, что есть не просто умопостигаемый мир, но и отвечающее ему пространство, то это пространство и будет, среди прочего, вместилищем для языка" [Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. М.: Добросвет, 2002. С. 222 - 223].
Ещё в первых работах по философии математики Алексеем Фёдоровичем Лосевым введено понятие гилетического числа (от греческого слова hyle). Может показаться странным противопоставление понятий "гилетический" и "вещественный": ведь "hyle" как раз и означает вещество, а вещественные числа успешно применяются в математике уже более пяти тысяч лет! Но значения этих слов имеют существенные оттенки, позволяющие строго их различать. Гилетическое число можно понимать как совокупность всех моментов существования вещественного числа - совокупность квантовых состояний. Hyle - это вещество памяти, тогда как materia - это вещество мгновения, вещество "стоп-кадра".
Подобно тому, как физическое пространство не существует без вещества, а представляет собой поле определенной кривизны, - так и реальное числовое пространство не может существовать без образующих его чисел. При этом пространство рациональных чисел - лишь координатная сетка, наброшенная на физический мiр, и большой ошибкой было бы отождествление её с самим мiром. Геометрическим выражением гилетического числа является не точка и даже не одномерный луч, а пространственно-временной континуум, который может быть отождествлён с самим математическим мiром - гилетическим пространством.
А что же тогда другие числа - иррациональные, комплексные и "обычные" (то есть лишённые "временного измерения") кватернионы? Это - "предельные случаи" гилетических чисел, которые в "чистом виде" никогда в природе не встречаются, как не встречаются "мгновения времени" - лишённые длительности временные интервалы.
Любое событие можно рассматривать как сохранение информации в несепарабельном (нелокализованном) состоянии гилетического числа, то есть в его памяти. Информация о любом событии присутствует в любой точке пространственно-временного континуума. В классической теории информации, базирующейся на классической математике и "доквантовой" физике, рассматривается передача информации "из точки A в точку B", но не локализация. Но воспроизведение информации ("вспоминание") - это новая локализация, придание ей геометрической формы, реализованной в пространстве (предмет изобразительного искусства, письменный текст) или во времени (музыка, устная речь).
От Вернера Гейзенберга и Макса Борна берёт начало идея представления физических величин операторами, не обладающими свойством коммутативного умножения; собственные значения этих операторов названы "квантовыми числами". При этом мало кто заметил, что эта замена с самого начала упразднила возможность однозначного представления численного результата реального измерения физической величины в виде произведения простых чисел, так как существенное имеет не только величина сомножителей, но и их порядок. Именно этот порядок определяет реальную память любого числа и его индивидуальность. Память любого числа - не простое произведение сомножителей, а уникальная совокупность всех произведённых над ним операций (умножение - лишь одна из них) и всех участвующих в этих операциях исходных чисел. Интуиция подсказывает, что именно так устроена память любого живого существа.
Подобно тому, как биологический организм должен обладать необходимым минимумом сложности, включая память, - иначе он не может существовать, так и число в его геометрическом выражении не может иметь менее четырёх измерений. В одной из завершающих глав "Диалектических основ математики" Лосев писал: "Четырехмерное пространство является первым полным пространством с точки зрения диалектики". Подобно пространству, первым полным числом является число гилетическое, - не результат абстрагирования от мiра вещей, а то Целое, проекции которого в трёхмерный мiр являются нам в виде отдельных предметов. Эти проекции не являются числами в собственном смысле, как не являются людьми их скульптурные изваяния, рисунки или записи их изображений в "памяти" компьютера.
Совершившееся уже пребывает в памяти, и нам надлежит лишь вызвать его к новой жизни, то есть вспомнить Его. Способность вспоминать генетически заложена во всякий живой организм. Зная генетический код, ответственный за актуализацию памяти, мы сможем создать "анамнезор", то есть актуализатор информации, не "проигрывающий запись", подобно сегодняшним воспроизводящим устройствам, а именно вспоминающий её подобно живым существам.
Гилетическая информационная технология сделает излишним создание вещественных копий совершившихся событий - дополнительное сохранение уже сохранённой информации на традиционных носителях - бумаге, лазерных дисках, в электронных файлах, которые станут таким же анахронизмом, как глиняные таблички или узелковое письмо.
И все убедятся, что любое воспринятое впечатление, будь то впечатление от сгоревшего ныне храма, слышанного когда-то музыкального произведения, название и фамилия автора которого давно забыто, фотографии из пропавшего семейного альбома, - не пропало, и непременно будет воссоздано из "небытия", обретёт новую жизнь!