Вещество памяти (hyle) - это и есть подлинное вещество, наполняющее физический Мiр. Оно хранит информацию не только обо всех физических событий, совершившихся в Мiре, но и обо всех "ментальных событиях", то есть восприятиях, душевных состояниях и мыслях. Воспоминание - это не "прокручивание записи", а свободное посещение душой тех областей своего хранилища (гилетического пространства), которые сформировались именно в течение вспоминаемого периода жизни. Память - не есть нечто внешнее (добавочное) по отношению к жизни, а само содержание жизни и содержимое Мiра.
Современная ("поствозрожденская" и позитивистская) наука до сих пор занимается не реальными явлениями, происходящими в пространстве, а лишь рядом сменяющих друг друга событий, происходящих на трёхмерной поверхности этого пространства в момент его формирования. Это совершенно подобно тому, как если бы изучение реального исторического события было бы заменено изучением киноплёнки, на которую это событие было заснято, а смена кадров этой киноплёнки выдавалась бы за реальное течение этого события. При этом утверждалось бы, будто само событие, если и имело место, то "кануло в Лету", а единственное, что от него осталось - это как раз предъявленная киноплёнка, а когда киноплёнка сгорит, то от него не останется совершенно ничего, и будет совершенно безразлично, происходило оно вообще когда-нибудь, или нет!
Ясно, что "заточенные" на такое "киноплёночное" представление о Мiре математические модели не годятся для моделирования процессов, реально происходящих в нём. Должна быть создана совершенно новая математика, математика гилетического пространства = гилетическая математика!
Замечательный русский математик и философ, член-корреспондент РАН Алексей Николаевич Паршин так сформулировал актуальную задачу научного сообщества:
"Учитывая исторический опыт естествознания (а это тоже опыт, к которому мы должны прислушаться), можно было бы начать с построения умопостигаемого мiра как некоторого пространства. Причем возможно понимать такое пространство только как философскую категорию или же сделать следующий шаг и представить его более конкретно как математическую конструкцию. И затем соединить два мiра или два пространства - физическое и умопостигаемое в одно целое, как и должно быть" [Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. М.: Добросвет, 2002. С. 222].
Это "единое целое", по нашему мнению, и есть гилетическое пространство, объединяющее трехмерную "оболочку" формирующегося вещественного мiра и содержимое этой оболочки = внутреннее пространство Гиперсферы = пространство памяти.
Далее Паршин пишет: "И если мы примем на время, что есть не просто умопостигаемый мiр, но и отвечающее ему пространство, то это пространство и будет, среди прочего, вместилищем для языка" [Там же, С. 223].
Мы бы добавили к этому, что оно будет вместилищем и для математических выражений, и для музыки, как специфических форм языка.
К этому пространству полностью применимы слова, сказанные Лосевым о музыкальном времени: "...В музыкальном времени нет прошлого. Прошлое ведь создавалось бы полным уничтожением предмета, который пережил свое настоящее. Только уничтоживши предмет до его абсолютного корня и уничтоживши все вообще возможные виды проявления его бытия, мы могли бы говорить о прошлом этого предмета. В музыке же мы только что увидели и осознали объединительную функцию по отношению к "разновременным" моментам. Но если нет прошлого, то тогда, по-видимому, реально есть только настоящее и его жизнь, творящая в недрах этого настоящего его будущее. Это громадной важности вывод, гласящий, что всякое музыкальное произведение, пока оно живет и слышится, есть сплошное настоящее, преисполненное всяческих изменений и процессов, но, тем не менее, не уходящее в прошлое и не убывающее в своем абсолютном бытии. Это есть сплошное "теперь", живое и творческое - однако не уничтожающееся в своей жизни и творчестве. Музыкальное время есть не форма или вид протекания событий и явлений музыки, но есть самые эти события и явления в их наиболее подлинной онтологической основе" [Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Из ранних произведений. М., "Правда", 1990. С. 239].
По словам Паршина, "в нашей ситуации получается единое пространство, имеющее вид безконечного универсального дерева, в которое можно вложить все те деревья, которые мы рассматривали. Такую программу можно реализовать для математического языка, для самой простой его части - языка элементарной арифметики. Для обычного языка такой подход означал бы, что за каждым высказыванием языка, за каждым словом стояло бы безконечное дерево, выражающее его полностью. И все такие деревья содержались бы в едином универсальном пространстве (можно сказать, Мiровом Дереве). Иначе можно сказать, что "настоящая" глубинная структура должна быть безконечной" [Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. М.: Добросвет, 2002. С. 224].
Справедливость аналогии совокупности деревьев и гилетического пространства подтверждает и сама этимология слова "hyle", означающего по-гречески и "лес" и "вещество". Ошибкой Цицерона был перевод "hyle" латинским термином "materia", тогда как латинский язык уже тогда располагал совершенно точным соответствием "silva", имеющим абсолютно те же значения "лес" и "вещество". Не только слова и выражения суть деревья, но и само пространство есть лес, состоящий из этих деревьев.
Окончательная формулировка: "Гилетическое пространство - это лес из безконечных деревьев, представляющих собой высказывания естественного языка, математические выражения и музыкальные произведения, то есть структуры умопостигаемого мiра. Физическое пространство - это поверхность гилетического пространства, аналогом которой могла бы служить кора Мiрового Дерева". Тогда моделью самого Мiра, формирующегося во времени, и любой его "самоподобной части" может быть весь объём дерева.
Любые пространственные структуры можно рассматривать как проекции кристаллизующихся временных структур, как линейных, так и циклических. Одни и те же "гении времени" могут иметь более, чем одну область реализации в физическом пространстве ("гении пространства" как области реализации "гения времени"), причем сама размерность этих пространств может быть различной: от более, чем четырехмерной размерности Метагалактики - к трехмерному геоиду и к условно двумерному плану города на поверхности Земли.
Города, имеющие исторически сложившуюся радиально-кольцевую планировку, можно рассматривать как проекцию временных (годовых и суточных) циклов на поверхность Земли (одну из форм "опространствования времени").
Эта проекция может быть вполне промоделирована срезом ствола дерева, в котором годовые кольца будут соответствовать этапам исторической застройки города, от центра - по направлению к окрестностям.
Понятие "Гилетическое пространство" может быть адекватно переведено и как "Вещественное пространство", и как "Древесное пространство" - оба варианта перевода греческого слова "hyle" здесь уместны!
Дерево гилетической математики будет отображать рост самого Мiрового дерева, ветви которого будут представлены соответствующими "математическими дисциплинами", то есть областями (отраслями) математики.