На главную

МЕДОВАРОВ М.В.

К вопросу о присутствии мери на территории Нижегородской области

Вопрос о том, в какой период и на какой части Нижегородской области мог проживать мерянский этнос, относится к числу дискусионных.

Финно-угорский этнос меря, как известно, в IX - X веках обитал от Ростова Великого, который при Рюрике был мерянской столицей, до ветлужских лесов. Хотя города Ростов, Муром и Белоозеро и были основаны славянами, охотничьи финно-угорские племена тяготели к ним [2]. Никаких конфликтов на национальной почве между русскими и мерей никогда не было. И тем более поразительна загадка исчезновения мери, муромы и мещёры уже в Древней Руси - ведь малые народы водь, вепсы (весь) и ижорцы (ижора) существуют до сих пор!

К разрешению этой загадки приблизился В.Е.Ларионов в своей работе "Расовые и генетические аспекты истории русского народа" [3]. Он утверждает, в частности, что причиной исчезновения вышеназванных племён явился религиозный конфликт - знаменитое Суздальское восстание 1071 года, охватившее всю Северо-Восточную Русь и подавленное воеводой Яном Вышатичем. После него, как полагает Ларионов, язычники, поклонявшиеся Велесу, как славяне, так и финно-угры, ушли в заволжские леса, что можно проследить археологически. Через два - три века чудь была полностью ассимилирована более многочисленными марийцами. Согласно топонимическому словарю Н.В.Морохина, память о проживании мери в этих краях сохранилась в таких топонимах, как Мериново, Меровия - территория между Волгой, Ветлугой и Унжей, получившая такое название именно в XI веке [5], а также Маура - левый берег Волги в пределах Городецкого и Сокольского районов, и Мяря (б. Маря) - посёлок в Выксунском районе.

Особо надо выделить деревню Мериново - родину семеновской матрешки. Она расположена на берегу реки Керженец в 5 км от города Семёнова. Это один из центров старообрядчества - здесь с XVII века и по сей день живут знаменитые кержаки. Однако, скорее всего, Мериново гораздо древнее. История его уходит корнями в домонгольские времена и тесно связана с легендарным градом Китежем, что затонул во время Батыева нашествия.

У Н.В.Морохина [5] читаем про Мериново: "Вероятно, этноним: у деревни "следы рвов и искусственного спуска к реке - место древнего городища", приписываемого мере". Здесь автор ссылается на А.П.Мельникова [4], который в 1923 году писал:

"Деревня Меринова на живописном берегу реки Керженец, рядом с деревней Полянка (?), выходящая на плоскогорье крутого обрыва выступающей скалы над Керженцем. Это место называется "Меринова городинка" или город. Сохранились едва лишь заметные следы рвов и по правую сторону искусственный спуск к реке - очевидно это место древнего городища, быть может мерянского. "Меряново", впоследствии превратившееся в Мериново.

В Семёновском уезде ещё существует три кургана, - один еле заметен теперь около с. Пафнутова, другой - по дороге от с. Бор в Рожново и третий курган "Лодка" на Керженце, близ монастыря".

Сегодня можно смело утверждать, что гипотеза Н.В.Морохина и В.Е.Ларионова (который, среди прочего, ссылается на некое предание XVII века) пополнилась новыми данными в свою пользу. Со слов жителя Меринова, бывшего бригадира колхоза "Красный Восход" Валерия Михайловича Ныркова (1941-2009) нам удалось записать предание, многократно рассказанное ему в детстве его матерью, Секлетеей Евстрафьевной Нырковой, урождённой Жидковой (1901-1990). Согласно этому преданию, на месте нынешнего деревенского кладбища, что ниже по течению Керженца (именно там видны "следы искусственного спуска к реке"), находилось в древности поселение мери. Оно было разрушено и сожжено ханом Батыем, уцелел только один человек. Он перебрался по брёвнам вдоль берега реки на то место, где сейчас находится деревня, и поставил первый дом. Позже сюда приходили другие лишившиеся крова люди, и так выросло поселение, получившее название "Мери-ново", то есть нового поселения мери. (Хотя вероятнее образование топонима от Меряново).

Это предание хорошо согласуется и с доказательствами, приведёнными В.Е.Ларионовым, и с легендой о граде Китеже и хане Батые (озеро Светлояр находится по прямой в 30 км от Меринова), а потому может служить ценным подспорьем в дальнейших исследованиях. Нам не известно о каких-либо этнографических и археологических изысканиях в Меринове и соседних деревнях со времён А.П.Мельникова, а вместе с тем этот район представляет собой определенный интерес. Так, около д. Деяново находится вкопанная в землю деревянная голова "идола" (мужчины с усами), украшенная двумя старообрядческими крестами. Местные жители следят за "идолом": он окрашен ярко-голубой краской, сверху покрыт металлическим козырьком, к нему возложены искусственные цветы. У ручья близ д. Гавриловка находится резной столбик высотой 1-1,5 метра, также ярко-голубого цвета и также блюдомый местными жителями.

Возвращаясь непосредственно к теме нашей работы, надо отметить, что данные Мельникова-Печерского и ссылающегося на него Н.В. Морохина, а также мнение Л.Н. Гумилева о Меровии были жестко раскритикованы в кругах некоторых нижегородских краеведов. По их мнению, о том, что меря жила по Керженцу, не может быть и речи. В подтверждение своего мнения они ссылаются на Н.Д. Русинова [6], который допускает присутствие мери никак не восточнее Узолы. Топоним Мериново они объясняют какими угодно версиями (например, от слова "мерин", которое, в свою очередь, происходит от монгольского "морин"), но в научной литературе не встречается совершенно никаких альтернативных версий, кроме вышеупомянутой этнонимической. Еще одним их аргументом является положение о том, что меря исчезла полностью к XIII веку, а русское население к этому времени еще не успело колонизировать земли по Керженцу, а следовательно, рассказ С.Е. Нырковой является позднейшей фикцией.

Нельзя не заметить массу уязвимых мест такой теории. Не говоря уже о надуманности этимологии названия "Мериново" от "мерин", она никак не объясняет топонимы Маура, Мяря (Маря), Меровия. Авторитет Н.Д. Русинова не подлежит сомнению, но в его книге речь идет о расселении мери в X - XI веках, до 1071 года, то есть как раз тогда, когда она и вправду не могла жить восточнее Узолы. Легенда же о Батые относится к XIII веку, когда остатки мери продвигались в сторону Керженца, к марийским землям. Касаясь вопроса о населении Семеновского района до XIII века, нажо отметить, что он остается крайне неясным. Эта территория не входила в зону расселения ни марийцев, ни мещеры и муромы, ни мордвы и мери, а находилась на границе всех их. Гидронимов данного периода вроде бы нет (только более ранние - Керженец, Люнда [6] - и более поздние - Санохта), некоторые комонимы близ Семенова - Пыдрей, Шалдеж [5] - являются марийскими. Впрочем, можно обратить внимание на затон Люлех (затон Калинина) в Борском районе: по одной из версий, топонимы на -ех являются мерянскими (хотя есть и другие версии). Таким образом, Мериново находилось на самой границе марийских земель.

Необходимо также вспомнить закон относительного негативизма: топонимы с корнем "меря" могли появиться лишь на границе расселения этого этноса, но никак не на ее исконных, внутренних территориях. Значит, деревни Мериново, Мяря и Маура обозначают максимальные границы расселения мери в XIII веке.

Что же касается вопроса о русской колонизации, то в свете последних раскопок в Першино-1 и Першино-2 (Борский район) под руководством Д.А. Антонова выясняется, что там русские жили уже с XII века. Поэтому ничего невероятного в приходе русских колонистов на территорию Меринова в XIII веке и смене ими угасшей мери нет. XIII век, таким образом, является тем рубежом, когда последние меряне, жившие на территории Нижегородской области, были ассимилированы русскими или марийцами.


[1]. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 1993.
[2]. Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. - Л., 1990.
[3]. Ларионов В.Е. Расовые и генетические аспекты истории русского народа. - М., 2000.
[4]. Мельников А.П. Нижегородская старина. Путеводитель в помощь экскурсантам. - Н.Новгород, 1923.
[5]. Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. - Н.Новгород, 1997.
[6]. Русинов Н.Д. Этническое прошлое Нижегородского Поволжья в свете лингвистики. - Н.Новгород, 1994.

Hosted by uCoz