KLADINA.NAROD.RU
Из статьи: Скурлатов Д.В. этнический вулкан//Дорогами тысячелетий. Кн. 1. М., 1987 г. Стр. 207-208. |
---|
Иногда этноним нельзя объяснить из языка, на ковтором говорит данный этнос. Например, славянские этнонимы "север" и "серб" вместе с этнонимами "савр", "савир", "сабир" нередко возводят к индоарийскому корню "свар" (солнце, свет, небо). "Север" тогда означает "народ Солнца", "народ неба". И бог неба Сварог вполне мог быть племенным богом савров -> савиров -> северов.
Иранская параллель к индоарийскому "свар" - "хвар". Отсюда топоним Хорезм - от "Хварзем" ("Земля Солнца"). Названия "Хвалынское (Каспийское) море", "Волынь", имя бога Хорс связываются с этим корнем, и даже этноним "хорват". В иранизированнойсреде вообще фонетически допустим переход более индоарийского "сорб" в "хорв", хотя некоторые ученые возводят этноним "хорват" к иранскому корню "хрв", означающему "страж". Отметим, что сербы и хорваты в первые века новой эры жили бок о бок в Приазовье, окруженные иранизированными племенами савроматского союза, в котором ведущую роль играли аланы.
Другое объяснение этимологии "север" - от иранского корня "сев" ("черный"). К нему восходят такие названия рек Левобережной Украины и Югославии, как Сев и Сава. Главный город Северской земли, как бы Центр северов ("черных") - Чернигов. Не получило ли и Черное море свое имя по племени "север", доминировавшему в составе тех же савроматов на его таманско-керченских берегах, куда через тысячелетие устремлялись мысли новгород-северского князя Игоря во время его злосчастного похода 1185 года? Тогда и "Чернигов" и "Черное" - как бы славянская калька с иранских производных от корня "сев".
Почему все же "черный"? Наивно полагать, будто северы, как и нынешние сербы, настолько "черны", а не белокуры, что менее смешанные с кавказцами и тюрками другие индоевропейские племена приклеили им такой цветовой ярлык. Самоназвания случайными не бывают, они многослойны и многозначны. Цветовая же символика у степных народов очень существенна и устойчива на протяжении тысячелетий. Так, Н. Я. Бичурин отмечал, что "конница гуннов на западной стороне имела белых, на восточной - серых, на северной - вороных, на южной - рыжих лошадей". Традиционно на Востоке вообще и у евразийских кочевников в частности запад ассоциировался с белым цветом, восток - с голубым, юг - с красным, а север - с черным. Поэтому древнее "север" могло также символизировать северное место "северов" ("северян") по сравнению с другими степными племенами. Поскольку этноним "рус" соотносится с индоиранским термином, обозначающим "свет" (по-алански "рухс"), и слово "русы" буквально означает "светоносные", "светлые", "белые", постольку не исключено, что "белые" русы противопоставлялись "черным" северам и располагались соответственно на западных флангах лагерей, поселений, кочевий.
Вступая в брачно-куначеские отношения друг с другом, различные кланы индоевропейских, тюркских, угро-финских, кавказских и монгольских племен обогащались в Прикубанье материально и заряжались духовно, вбирали в себя местные разноэтничные компоненты и отдельными глыбами извергались в разные стороны. Новые этносы, рождавшиеся от "супружества языков", могли брать "фамилию" или "отца" ("мужа"), или "матери" ("жены"), и тем самым старые этнические самоназвания перенимались и продолжали жить зачастую в иной языково-культурной и социально-экономической среде.