На главную
Введение
Глава 1. Территория КСА и ее формирование в 1918 - 1926 гг.
1.1. Присоединение Джебель-Шаммара.
1.2. Установление границ с Трансиорданией.
1.3. Завоевание Хиджаза и северной части Асира.
Глава 2. Оформление монархии.
2.1. Династия Саудидов.
2.2. Идеология, роль ваххабитского фактора.
Глава 3. Социально-экономическое развитие КСА в 20-е - 30-е гг. XX в.
3.1. Общественная жизнь в королевстве.
3.2. Нефтяной фактор.
Глава 4. Элементы ислама в управлении государством.
Заключение.
Библиография.
В настоящее время велика роль Саудовской Аравии на арабской, исламской и международной арене. На арабской арене королевство по праву считается большим домом для всех арабов, где решаются проблемы, сглаживаются разногласия, поддерживаются интересы, оказывается помощь. На исламской арене Королевство Саудовская Аравия играет ведущую роль в укреплении исламской солидарности, распространении исламской мысли, поддержке мусульманских народов и защите их интересов, в оказании помощи исламским организациям во всем мире. В международной деятельности государство всегда стоит на защите справедливости, мира и гуманизма. Все это стало возможным благодаря героическому подвигу народа и его руководителя, сумевших объединить разрозненные части страны в единое государство.
Большой путь развития, пройденный Королевством, начинался с искоренения трех зол: бедности, невежества, болезней. Ключевую роль в этом сыграл король Абд аль-Азиз, который с первых дней своего правления объявил войну этим трем порокам. Тем самым он сформулировал программу правления и заложил основу курса социальной, просветительской и образовательной реформ. "Король-основатель и реформатор мечтал о создании государства, способного существовать, развиваться и укрепляться в настоящем и будущем. Он всегда смотрел в далекое будущее, не отрывая его от настоящего. А прошлое представляет собой тот импульс, который направляет движение в будущее, а не скрывает его" (цит. по 1, с. 8).
Целью данной работы является попытка описать историю формирования Королевства Саудовская Аравия в 20-е - 30-е годы ХХ в. и затронуть ваххабитский фактор как идеологическую обоснованность Королевства Саудовская Аравия. Нижняя граница временной рамки, а это 20-е годы, характеризуется активным процессом собирания земель вокруг Неджда, завершившийся присоединением Хиджаза - культурного и духовного центра всех мусульман мира. Верхняя граница - вторая половина 20-х гг. - 30-е гг. ХХ в. Это период изменений в политической, социальной и экономической жизни (нефтяной фактор) Королевства.
Для достижения поставленной цели автор сформулировал следующие исследовательские задачи:
1. Определить территориальные изменения в процессе формирования КСА в 1918 - 1926 гг.
2. Выявить роль династии Саудидов и ваххабитского фактора в общественной жизни Королевства.
3. Раскрыть основные параметры социальной жизни и значение углеводородных ресурсов в развитии Саудовской Аравии в 30-е годы ХХ в.
4. Рассмотреть религиозную составляющую в управлении государством как основополагающего элемента ислама.
При написании работы автор использовал один источник и ряд исследовательской литературы. Источник - Королевство Саудовская Аравия // Министерство информации, отдел внутренней информации - Эр-Рияд: Издательство "Дар-Аль-Кэмам", 1993 - 1413 (по Хиджре). (1). Он представляет собой переведенный с арабского на русский материал о внутреннем устройстве Королевства, с применением статистических данных. Для написания курсовой работы был использован соответствующий раздел источника под названием "Исторический очерк". Ограниченное число источников объясняется проблемой, возникшей в процессе их поиска. Необходимо отметить, что для автора в данной исследовательской работы является наиболее интересным поднять вопрос, касающийся идеологии - ваххабизма, однозначно повлиявшего на процесс собирания земель вокруг Неджда и сыгравшего одну из ключевых ролей в создании Королевства. В этой связи необходимо отметить о возможном использовании в последующих работах арабских источников в раскрытии поставленной исследовательской цели. Что касается литературы, то здесь особняком стоит известный востоковед Васильев А.М. Его книга - История Саудовской Аравии (1745 г. - конец 20 в.), М., 1999 г. - представляет собой уникальный материал об эволюции социально-политической структуры общества, роли движения мусульманских реформаторов-ваххабитов и о значении Саудовской Аравии на международной арене. В целом, проблема, затронутая автором, в отечественной исторической науке изучена в недостаточном объеме. Более того, жизнь мусульман России и мира в целом органически связана с Саудовской Аравией как родиной ислама и поэтому важность изучения этого региона со всех возможных ракурсов очевидна. И попытка рассмотреть вопрос в более широких масштабах является одним из ключевых задач в намеченной исследовательской работе.
Данная работа состоит из введения, четырех глав, списка источников и исследовательской литературы и глоссария. Во введении определяются актуальность, цели и задачи исследования. В первой главе рассматривается история формирования территории КСА в 1918-1926 гг. Во второй исследуется роль династии Саудидов и ваххабитского фактора в процессе консолидации племен и создания Королевства. В третьей изучается вопрос социально-экономического развития. В четвертой исследуются элементы в управлении государством. Заключение содержит выводы автора по исследуемой проблеме.
1.1. Присоединение Джебель-Шаммара.
Распад Османской империи в результате событий на азиатско-турецком театре мировой войны, которые произошли в сентябре-октябре 1918 г., способствовал успешной борьбе Саудидов за объединение аравийских земель в централизованное государство. Еще до этого события Абд аль-Азиз ибн Абдур-Рахман Аль Сауд
При написании арабского имени, имеющего определенный артикль "аль", необходимо употребление после него дефиса, т. к. артикль "аль" является составляющим элементом слова. (от авт.).
сделал попытку объединить все княжества Аравийского полуострова. "Он направил эмирам крупнейших аравийских княжеств послания, предложив не воевать за интересы чужеземцев, оставаться нейтральными и созвать съезд для выработки единой политики". (4, с.116). Эта попытка не имела успеха, а правитель эмирата Джебель-Шаммар ибн Рашид
Основоположником династии является Али Аль Рашид, который стал правителем Джебель-Шаммара в 1830-х г.
вовсе заявил о своем намерении поддержать турок. После этого ибн Сауд начал открыто ориентироваться на Англию. Политика Англии в Центральной Аравии в конце войны по-прежнему определялась стремлением усилить вмешательство во внутриаравийские дела. В частности, "англичане настойчиво побуждали ибн Сауда выступить против Джебель-Шаммара". (4, с.211-212). Так в январе 1915 г. Абд аль-Азиз выступил против союзника турок эмира ибн Ар-Рашида, но 25 января он потерпел поражение. В 1918 г. возникла угроза разрыва отношений между Недждом и Англией. Это было вызвано сокращением военной и материальной помощи ибн Сауду. Англо - индийские власти "выделили ему всего 1 тыс. винтовок и 100 тыс. патронов к ним, а также 50 тыс. ф. ст. в виде дара". (4, с. 212). Так в Эр-Рияд был срочно направлен Филби,
Провел в Аравии большую часть жизни и изучил ее в географическом, социальном, этнографическом отношениях. Г. Филби - офицер англо-индийской службы, с 1917 г. находился при английском экспедиционном корпусе в Ираке, в этом же году стал британским политическим агентом при английском экспедиционном корпусе в Ираке, а так же стал британским политическим агентом при Ибн Сауде. В 1925 г. он оставил службу и поселился в Саудовской Аравии; через несколько лет он принял ислам. Одно время занимался продажей автомобилей "Ford". Он был одним из посредников при заключении соглашения о предоставлении концессии компании АРАМКО (предшественником этой компании был СОКАЛ), самому крупному в мире производителю нефти. Г. Филби исследовал ряд районов Сауд. Ар., и оставил многочисленные описания своих путешествий.
"который добился увеличения поставок ибн Сауду до 5 тыс. винтовок и 100 ящиков амуниции и передал правителю Неджда дополнительно 20 тыс. ф. ст. из своего фонда. За это Филби потребовал немедленного выступления против Шаммара". (4, с. 213). 5 августа 1918 г. началась компания против Джебель-Шаммара, в которой участвовал Г. Филби. В сентябре 1918 г. ихваны двинулись к главному городу Шаммара Хаилю, но обстановка обострялась в связи с заключением мира между правителем Хиджаза Хусейном и правительством Хаиля. "Англичане решили, что успех ибн Сауда вызовет отрицательную реакцию Хусейна, и приказали свернуть компанию. Абд аль-Азиз был в ярости, хотя эта компания принесла ему большую добычу - полторы тысячи верблюдов, тысячи овец и 10 тыс. патронов. Однако он понял, что англичане не заинтересованы в завоевании им Джебель-Шаммара. (3, с. 279-280). В марте - апреле 1921г., заключив мирное соглашение с представителем Кувейта, Абд аль-Азиз предпринял возобновить поход против Хаиля. "В это время Центральная Аравия была вновь поражена засухой, цены выросли, и это усугубило трудности Джебель-Шаммара". (3, с. 289). В апреле - мае 1921 г. отряды ибн Сауда нанесли поражение шаммарским племенам и появились под стенами Хаиля. Началась длительная осада. Правитель Джебель-Шаммара Абдаллах ибн Митаб ибн Абд аль-Азиз решил выждать осаду за стенами Хаиля, но когда в городе подошло к концу продовольствие, он послал делегацию для переговоров. Оценивая свои силы, ибн Сауд требовал капитуляции. В течение нескольких месяцев продолжались стычки между противниками без существенных результатов. Осада окончилась ничем. В 1921 году в Неджде на совещании членов семьи Аль-Сауд и шейхов племен было решено, что Абд аль-Азиз будет носить титул "султана Неджда и присоединенных территорий". (5, с.260). После такого политического хода в августе 1921г. Абд аль-Азиз вернулся под Хаиль. Через два месяца осады знатные жители направили для переговоров одного из членов клана Субханов, где было решено о сдаче последних. 1 ноября 1921 г. самостоятельный эмират прекратил свое существование, а 2 ноября жители Хаиля принесли присягу Абд аль-Азизу. Губернатором был назначен Ибрагим Аль Субхан. Падение Хаиля была результатом активных действий отряда ихванов, войны которых были вдохновлены лозунгами ваххабитского учения. Так с падением Джебель-Шаммара вся Центральная Аравия оказалась в руках риядского эмира, и Неджд с присоединенными территориями стал главной силой на Аравийском полуострове.
1.2. Установление границ с Ираком и Трансиорданией.
Захватив Джебель-Шаммар, эмират Неджд столкнулся с враждебными ему государствами: Ираком и Трансиорданией, где правила семья Хашимитов. В 1921 г. "в Каире под председательством министра колонии Англии У.Черчилля созвана конференция, на которой, в частности, было принято решение о том, что два сына хиджазского шерифа Хусейна Фейсал и Абдаллах займут трон в королевствах Ирак и Трансиордания в знак признания их заслуг в борьбе против турок". (5, с. 260). В связи с английским влиянием в этих государствах, Абд аль-Азиз свои дальнейшие шаги предпринимал с учетом британской политики. Возник вопрос определения границы Джебель-Шаммара с Ираком и Трансиорданией. Установление сухопутной границы было новым явлением для правителей Аравийского полуострова. "Администрация никогда не делала попыток распространить контроль в пустыне на расстояние больше двух - трех миль от Евфрата". (3, с. 291). Межплеменные разногласия привели к усилению трений между Ираком и Недждом, что, в частности, привело в 1922 г. к истреблению ихванами большей части верблюжьего корпуса Ирака. Весной 1922 г. состоялась встреча представителей Абд аль-Азиза с английским майором П. Коксом в Мохаммере, где англичане настаивали на установлении твердой границы между Ираком и Недждом. 5 мая 1922 г. был подписан Мохаммерский договор, который передал территории племен мунтафик и зафир, а также амарат, секции племени аназа, Ираку, а территорию шаммаров - Неджду. Но Абд аль-Азиз отказался ратифицировать документ "под предлогом, что зафир отдались под его покровительство и отказались подчиняться Ираку". (3, см. там же). В этом же году ихваны начали продвигаться в Трансиорданию, где захватили оазисы Джауф, Тайма и Табук, а их жителей заставили платить закят. В то время англичане изучали вопрос о строительстве железной дороги из Палестины в Ирак как раз по этому коридору, что заставило англичан начать действия. 2 декабря 1922 г. в результате переговоров П.Кокса и Абд аль-Азиза были подписаны укайрские протоколы, добавленные к Мохаммерскому договору. Были определены границы между Ираком и Недждом. Наряду с этими документами Абд аль-Азиз подписал конвенцию о границе с Кувейтом. Это соглашение также обеспечивало нейтральную зону для кочевников обеих сторон, которые могли ее использовать для выпаса скота. Что касается Трансиордании, то соглашение о границе не было достигнуто. Дипломатические отношения Саудовской Аравии с этим регионом были неустойчивы, в чем сыграло свою роль и движение ихванов, совершавшие здесь неоднократные набеги. В декабре 1923 г. в Кувейте по инициативе англичан состоялась конференция представителей Трансиордании, Ирака и Неджда, целью которой, было урегулирование спорных вопросов, но стороны в итоге ни о чем не договорились. Установление границ с Ираком и Кувейтом означал определенный успех английской дипломатии, т. к. султан Неджда фактически признавал Ирак, находившийся под протекторатом Англии. Так или иначе, ибн Сауд получил дополнительное время для накопления сил к осуществлению его главной цели - захвата Хиджаза.
1.3. Завоевание Хиджаза и северной части Асира.
На начало 20 в. приходится противостояние двух политических сил во главе с эмиром Неджда Абд аль-Азизом с одной стороны и королем Хиджаза Хусейном - с другой. Политическое противоборство вылилось в военные столкновения, в частности, в конце лета 1910 г. король вторгся в Неджд, захватив в плен брата Ибн Сауда Саада. Ибн Сауд вынужден был принять тяжелые условия мира: "эмир обещал выплачивать султану 6 тыс. риалов в год и подтвердить формальный сюзеренитет турок над Недждом". (3, с. 252). Саад был освобожден, а условия договора Абд аль-Азиз так и не выполнил. В 1919 г. между Хиджазом и Недждом разгорелась борьба за оазис Эль-Хурма. Сын шерифа Абдулла в мае выступил в сторону Эр-Рияда. Решающая битва состоялась в Турайбе. После победы султана Неджда, "англичане заставили его вывести свои силы и предупредили, чтобы он не двигался дальше". (3, с. 296). В мае 1920 г. Абд аль-Азиз направил вооруженный отряд, чтобы захватить город Абха в Северном Асире. В августе - сентябре 1920 г. Хусейн ответил запретом недждийцам участвовать в паломничестве. Но по настоянию англичан король разрешил хадж, сократив число паломников, т. к. опасался присутствия ихванов в Хиджазе. К 1923 г. недждийцы закрепились в Асире. "Хотя большинство жителей этого региона составляли шафииты, они испытывали симпатии к ваххабизму, и их связи с Недждом не прерывались". (3, с. 294-295). В 1922 г. войска под командованием сына Ибн Сауда Фейсала взяли город Абха, а его эмир "был отправлен в Эр-Рияд в качестве почетного пленника". (3, с. 295). И уже стало очевидным столкновение между королем Хусейном и Абд аль-Азизом. В Хиджазе росло недовольство местной властью, а коррупция и взяточничество разъедали государственный аппарат, т. к. собирая обычный налог с паломников, король увеличил и размеры закята для укрепления своих вооруженных сил. Во внешней политике ухудшаются отношение короля с англичанами. Дело в том, что Хусейн отказался ратифицировать Версальский договор в знак протеста против передачи Сирии французам и мандата на Палестину англичанам. Хусейн подчеркивал: "не может быть мира в Палестине, пока арабы подозревают, что конечной целью лидеров сионизма является создание на части ее территории еврейского государства". (3, с. 296). Все это было на руку Ибн Сауду, а его политика по отношению к этому региону становилась более обоснованной. 6 марта 1924 г. для укрепления своей власти Хусейн выступил с притязаниями на титул халифа. Ответной реакцией Абд аль-Азиза было обращение к мусульманам "с призывом не признавать Хусейна халифом". (5, с. 260). Летом 1924 г. на конференции улемов Неджда было принято решение о войне против Хиджаза. Первый удар Абд аль-Азиз решил нанести по Эт-Таифу, горному курорту недалеко от Мекки, и тем самым проверить реакцию Великобритании. 5 сентября 1924 г. ихваны нанесли жестокое поражение этому городу. По некоторым данным их насилие привело к лишению жизни 400 мужчин, женщин и детей. (3, с. 297). Ибн Сауд не остался в стороне от этих событий, и уже 22 сентября 1924 г. издал указ против повторения такой жестокости, а жителям Хиджаза гарантировал неприкосновенность жизни и имущества. Хусейн оказался в безнадежном положении. Надеясь умиротворить Абд аль-Азиза, знать, включая клан шерифов, улемов и крупных торговцев, собравшись в г. Джидде решила низложить Хусейна, а новым королем был назначен его сын Али. Но действия правящих кругов не были удовлетворены недждийским эмиром. С сентября 1924 г. по декабрь 1925 г. ударные войска Абд аль-Азиза, состоящие из ихванов, захватили Хиджаз, включая города Мекку и Медину. 8 января 1926 г. в Большой мечети Мекки султан Ибн Сауд был провозглашен королем Хиджаза. "К тому времени британское правительство окончательно отказалось от мысли установить протекторат над государством Саудидов". (5, с. 260). Но в Лондоне рассчитывали, что, даже оставаясь независимым, Абд аль-Азиз не сможет нанести ущерб британским интересам. После присоединения Хиджаза, Ибн Сауд стал контролировать большую часть Аравийского п-ова, а владение священными городами приносили ему большие доходы. Так, например, одно паломничество ежегодно приносило до 2 млн. ф. ст. (3, с. 303). Захват Хиджаза стал кульминацией движения ихванов. Государственные интересы заставили Ибн Сауда подчинить их и включить в систему нового королевства, обуздать их фанатизм, вернуть в русло общесуннитской линии.
Первым установленным предком династии Аль Саудов является имам Сауд ибн Мухаммед ибн Мокрин (правил в 1720 - 1725), который упоминается в рукописях как правитель мелкого эмирата Эд-Диръя. (2, с. 131). Характерно, что в его руках изначально сосредоточилась и светская, и религиозная власть. Этот симбиоз сохраняется и поныне. Начало династии было практически положено переходом по наследству власти к его сыну Мухаммеду ибн Сауду в 1725 г. (правил до 1765 г.). (примечательно, что в этом же 1725 году скончался российский император Петр 1). Именно с этого времени правящее семейство получает название Аль Саудов. После смерти Мухаммеда ибн Сауда правителем стал его сын эмир Абд аль- Азиз I ибн Мухаммед Аль Сауд (1765 - 1803). Опираясь на союз ваххабитских племен, он поднял знамя "священной войны", требуя от соседних шейхств и султанатов признания ваххабитского учения и совместного выступления против Османской империи. Сформировав многочисленную армию (до 100 тыс. чел.), Абдель Азиз в 1786 приступил к покорению соседних земель. К 1803 почти все побережье Персидского залива и прилегающие к нему острова (включая Катар, Кувейт, Бахрейн и большую часть Омана и Маската) были подчинены ваххабитами. На юге были завоеваны Асир (1802) и Абу-Ариш (1803). Разорение же городов в Ираке восстановило против ваххабитов всю шиитскую общину. В 1803 в знак мести за осквернение святынь Кербелы Абд аль-Азиз был убит шиитом прямо в мечети Эд-Диръи. При его наследнике, эмире Сауде I ибн Абд аль-Азизе (1803 - 1814), ваххабитская экспансия продолжилась с новой силой. В апреле 1803 ваххабитами была взята Мекка, спустя год - Медина, а к 1806 подчинен весь Хиджаз. Однако египтяне в ноябре 1812 взяли Медину, а в январе следующего года - Мекку, Таиф и Джидду. Они восстановили ежегодное паломничество к святым местам, запрещенное ваххабитами, и вернули Хашимитам контроль над Хиджазом. После смерти Сауда в мае 1814 эмиром Неджда стал его сын Абдалла ибн Сауд ибн Абд аль-Азиз. Его правление не было долгим. Причиной тому было вторжение в апреле 1818 г. египетского корпуса в Неджд. Они осадили Эд-Диръю, а Абдаллах был схвачен и публично казнен в Стамбуле. Другие Саудиды были вывезены в Египет. Эд-Диръя была разрушена. Во всех городах Неджда срыли укрепления и поставили египетские гарнизоны. В 1819 вся территория, прежде принадлежавшая Саудидам, была присоединена к владениям египетского правителя Мухаммеда Али. Имам Турки ибн Абдаллах (1822 - 1834), внук Мухаммеда ибн Сауда и двоюродный дядя Абдаллы, восстановил саудовское государство. Из разрушенной Эд-Диръи их столица была перенесена в Эр-Рияд (ок. 1822). Стремясь сохранить дружественные отношения с османскими правителями Ирака, Турки признал номинальный сюзеренитет Османской империи. С 1838 г. правителями были Халид I ибн Сауд (1838 - 1842) и Фейсал ибн Турки (правил до 1865 г.). Вторая половина 19 в. является периодом длительной борьбы за престол между представителями клана Саудидов.
Нынешняя правящая ветвь древа Аль Саудов идет от первого короля Саудовской Аравии Абд аль-Азиза ибн Абдур-Рахмана Аль Сауда (правил в 1902 - 1953 гг.). Одни склонны видеть в нем положительного персонажа: "Отличительные черты характера короля Абд аль-Азиза, его способности и достоинства сводятся к твердой вере Аллаха, на которую он опирался во всех своих делах. Он знал наизусть Коран, изречения Пророка, Шариат, основы исламоведения".(1, с. 105); другие, как, например, саудовский автор Саид К. Абуриш, крайне негативно оценивают как личность основателя саудовского государства, так и всю его деятельность. В частности арабский автор считает, что Ибн Сауд разгромил уважаемые и популярные в Аравии династии (прежде всего Рашидидов), разрушил государственные структуры и т. д. (7, с. 47). Так или иначе, при нем саудовское государство приняло нынешние территориальные параметры с незначительными последующими корректировками пограничной линии. Ему выпала роль консолидирования племен и образования королевства в центре с Эр-Риядом. В трудных условиях зависимости от Великобритании, Ибн Сауд смог не допустить насаждения на его землях элементов европейского административного устройства в той мере, как это сделала британская резиденция в Восточной Аравии. (7, с. 52). Еще до образования КСА он созвал первую в истории мусульман исламскую конференцию, которая состоялась в 1926 г., а первым заместителем председателя конгресса бал назначен советский муфтий из г. Уфы Фахретдинов, так что для самого короля поддержка 30 млн. мусульман СССР была весьма значима. (1, с. 110; 7, с. 57). Король Абд аль-Азиз всегда выступал за утверждение принципов гуманности и справедливости в международных отношениях. 2 месяца раби-аль-ауаль 1373 по хиджре (9 ноября 1953 г.) основатель КСА скончался. Благодаря его усилиям Саудовская Аравия заняла авторитетное место среди арабских, исламских и других наций и стран мира.
2.2. Идеология, роль ваххабитского фактора.
Традиционная исламская политическая концепция исходит из того, что задачей верховной власти мусульманского государства является сохранение и защита исламской веры, шариата, заключающего в себе религиозную догматику, практические нормы и исламскую этику. Обращает на себя внимание, что в основополагающих документах нигде не делаются ссылки на ваххабизм как официальную религиозную доктрину, хотя согласно российским источникам ("Словарь атеиста") ваххабитское учение является государственной идеологией КСА. Абд аль-Азиз подчеркивал: "Они говорят: мы ваххабиты. Но на самом деле мы мусульмане, следующие учению Корана и традициям пророка Мухаммеда, как наши великие праотцы". (2, с. 185). Понимание такого подхода саудовского королевства имеет ключевую значимость для вхождения в политическую и социальную ткань жизнедеятельности современного саудовского общества и государства, постижения реального места исламской составляющей в королевстве. Аравия является колыбелью ортодоксального неоханбализма. Его основатель выходец из племени тамим, жившего в Неджде, Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703 - 1792 гг.). Его отец и дед исповедовали ислам ханбалитского толка ("мазхаба") и служили религиозными судьями ("кади"). Характерно, что ханбализм, основоположником которого является багдадский теолог имам Ахмед ибн Мухаммед ибн Ханбаль (780 - 855 гг.), представляет собой наиболее жесткий ортодоксальный мазхаб суннизма отстаивающий безусловное соблюдение предписаний Корана и сунны в их буквалистском толковании. На мировоззрение Абд аль-Ваххаба мощное воздействие оказали труды раннесреднековых неоханбалитских теологов Таки Ад-Дина ибн Таймии (1263 - 1368 гг. ), а также Ибн Аль-Кайима (1292 - 1350 гг.), которые в условиях разобщенности мусульман и углублявшейся социальной дифференциации выступали за очищение ислама от разного рода местных традиционных наслоений, нововведений, выходящих за философские, социально-политические и этические рамки Корана и сунны, против обожествления могил, включая могилу пророка Мухаммеда. Для понимания причин появления ваххабизма справедливо будет обратиться к конкретной исторической среде появления учения. К их числу относится низкий уровень производительных сил в Неджде, доминирование родоплеменных отношений, постоянные межплеменные распри и взаимные грабительские набеги. В таком историческом контексте Абд аль-Ваххаб выдвинулся как "вероучитель", призванный предотвратить дальнейшую "порчу" ислама, консолидировать племена на базе единой исламской идеологии. Для достижения целей он вступает в союз с домом Аль Саудов. Примечательно, что столетием спустя после смерти "вероучителя" политический курс на создание КСА, взятый Абд аль-Азизом имел ярко выраженное исламское слагаемое. Ставка была сделана на использовании фундаментализма для радикализации политического сознания бедуинов и превращения их в ударную силу. Однако "бедуины, следуя за своим преуспевающим вождем, могут перейти к его противнику, если тот окажется сильнее. И это для них вполне естественно, т. к. соответствует их взглядам на набег как на источник средств существования". (7, с. 47). В последствие возникла конфронтация между Абд аль-Азизом и ихванами, поскольку политические маневрирования короля не укладывались в рамки их агрессивного бескомпромиссного мировоззрения. В результате серии военных операций ихванская оппозиция была разбита, поселения частично разрушены, наиболее ярые противники уничтожены. Поражение ихванов - знаковая веха в истории саудовской идеологии. Баланс в саудовско-ваххабитской унии стал перемещаться в пользу секулярной государственности. С тех пор Саудовское Аравия не вступала в военные действия с соседями по религиозным причинам. Однако новым шоковым испытанием для ваххабизма явилась начатая разработка колоссальных нефтяных ресурсов, заложившая основу новой эры, взламывавшей традиционный уклад населения и глубинные основы его мировоззрения.
3.1 Общественная жизнь в Королевстве.
После образования КСА, а официальная ее дата - это издание декрета 18 сентября 1933 г., Абд аль-Азиз определил изменение условий жизни общества важнейшим направлением в своих преобразованиях. Необходимо отметить, что централизация происходила на фоне обострения отношений власти с ихванами, вылившихся в восстание последних. Ихваны, проживавшие в особых поселениях ("хиджрах") и соблюдавшие ортодоксальные нормы ислама стали "белым ужасом Аравии". Они силой оружия вводили законы шариата и заставляли непокорных подчиняться воле имама - эмира. "Изобретением дьявола" они считали те технические средства, которые Ибн Сауд стал широко внедрять для укрепления центральной власти, хозяйственных и военных нужд (автотранспорт, радио, телефон и т. п.). (5, с. 260). Поставить религиозное рвение "братьев" под контроль была призвана созданная летом 1926 г. Лига общественной морали, ставшая исполнять функции религиозной полиции. Но лишь в январе 1930 г. Ибн Сауду удалось нанести окончательное поражение отрядам ихванов. Этот момент бал исключительно важный, т. к. с ликвидацией опасности со стороны "братьев" перед жителями КСА открываются новые возможности по улучшению своего благосостояния, а вместе с тем и развития королевства. Особым показателем в развитии общества является город. Социальный облик городов, в том числе и священных, определяли ремесленники и мелкие торговцы. Старые торговые семьи не имели ни правовых, ни экономических возможностей для разворачивания современного капиталистического предпринимательства. (7, с. 42). Необходимо сказать о значении религиозного фактора. Ислам, будучи преимущественно религией городской, тем не менее, во многом определял мировоззрение всех жителей Аравии, регулировал социальные отношения. Учитывая эти факторы, Запад в период своей колониальной экспансии не был заинтересован в Аравии, довольствуясь удержанием в своих руках стратегически важного Адена. Что касается роли племени, то она также велика. На территории Аравийского п-ова насчитывалось несколько сот племен, входивших в племенные союзы. Основу племени составляли большие семьи, объединенные в роды. Переходя к оседлости, представители одного племени или большого рода селятся, как правило, по соседству. При этом в их среде сохраняется уважительное отношение к представителям семьи шейха, где власть с 19 в. стала наследственной. Кочевые племена делились на "благородных" и "неблагородных". Первые - истинные кочевники бедуины, занимавшиеся разведением верблюдов. Они имели строго определенный, закрепленный вековой традицией район кочевий. Вторые - полукочевники, занимавшиеся летом земледелием в оазисах, а остальное время года - разведением овец, коз и верблюдов. Другую группу составляли полуоседлые - земледельцы, в основном выращивающие финиковые пальмы, как собственные, так и принадлежащие членам "благородных" племен. (7, с. 43-44). Если не было достаточного количества пищи или воды, они покидали свои оазисы и перекочевывали в более благоприятные районы. Для оседлых жителей страны Абд аль-Азиз был королем и эмиром, т. е. феодальным правителем и одновременно, как и его предки, носителем титула имама - духовного главы мусульманской общины (уммы). Аравийские кочевники, кроме того, видели в роде Саудидов свою племенную знать, осевшую в городах. Если бы Ибн Сауд оказался выразителем интересов только кочевых племен, страна вернулась бы к застою, но, если бы король склонился на сторону городской буржуазии, то потерял бы свою опору в центральной Аравии. (7, с. 59).
После образования королевства аравийское общество столкнулась с проблемой сокращения числа паломников в связи с мировым экономическим кризисом. Однако КСА удалось в довольно сжатые сроки вырваться из состояния глубокой социально-экономической отсталости и вплотную приблизиться по ряду показателей к промышленно развитым государствам. Все это стало возможным благодаря углеводородному фактору, ставшему системообразующим для Персидского залива. В начале 1933 г. "Стандарт Ойл Калифорниа" (СОКАЛ) решила произвести разведку нефти на территории Саудовской Аравии, для чего требовалось приобрести концессию. У СОКАЛа появились конкуренты в лице британских компаний, но концессия досталась американцам, что обошлось им в 100 тыс. ф. ст. золотом. (5, с. 262-263). Одна из причин успеха американцев состояла в том, что на Ближнем Востоке у них не было имперского прошлого. Концессионное соглашение давало СОКАЛу "исключительное право на период 60 лет исследовать, транспортировать, продавать, вывозить и экспортировать" нефть и нефтепродукты. Компании было предоставлена территория более 400 тыс. кв. миль, т.е. почти весь восток Саудовской Аравии. (3, с. 363). В обмен на концессию компания согласилась выполнить ряд условий: 1) предоставить КСА заем в 50 тыс. ф. ст. золотом; 2) ежегодно выплачивать 5 тыс. ф. ст. вплоть до открытия коммерческих залежей нефти; 3) после открытия месторождений нефти правительство должно получить 4 шиллинга золотом или ее эквивалент за каждую тонну добытой нефти и ряд более мелких требований. В свою очередь, правительство освобождало СОКАЛ и ее предприятия от всех прямых и косвенных налогов, таможенных пошлин и т. д. Несомненно, условия соглашения были выгодны для компании, но не для КСА. Главные усилия правительства были направлены на получение финансовой выгоды в форме ренты, арендных платежей и займов. Освобождение американской компании от налогов лишало правительство колоссального источника доходов. Первая нефть в коммерческих количествах была обнаружена в 1938 г. Уже 1 мая 1939 г. от берегов Саудовской Аравии отошел первый танкер с нефтью. Примечательно, что с разработкой нефти королевство начинает ощущать приток иностранной рабочей силы (ИРС). Это явление объясняется социально-экономическим фактором: малочисленностью местного населения, нехваткой квалифицированных специалистов и т. д. "Сознавая слабость свою и своих родных и соплеменников не только в административных и экономических вопросах, но и в знании современного мира, Ибн Сауд решительно переступил барьеры ксенофобии и религиозной нетерпимости". (7, с. 48). Когда работы из-за войны были приостановлены, американские геологи знали, что они открыли фантастические запасы нефти. С конца 30-х годов КСА вступила в новую, нефтяную эпоху, хотя ее воздействие страна начнет ощущать в достаточной мере лишь с конца 40-х годов. Отныне и на ее международное положение, и на развитие ее общества будет оказывать влияние новый мощный фактор - углеводородные ресурсы.
Название страны - Саудовская Аравия - означало, что она контролируется кланом Саудидов. Для государственного флага был избран зеленый цвет - любимый цвет пророка Мухаммада. На флаге изображена белая сабля, символизирующая джихад, и имеется написанный по-арабски символ веры: "Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха".
Функции правительства всей страны и одновременно правительства Неджда выполнял королевский двор в Эр-Рияде. Важнейшим его элементом был маджлис - совет короля. Его члены назывались "джамаа" - собрание, сообщество. Они собирались с королем дважды в день. Решающее слово во всех делах принадлежало королю. Что касается администрации главных провинций, то губернаторов-эмиров Абд аль-Азиз назначал по своему выбору. Уложений или законов о местной администрации в Неджде и присоединенных территориях в 30-е годы не существовало. Кочевые племена были поставлены под контроль провинциальных властей. В Хиджазе Ибн Сауд пошел на создание усложненной системы государственной власти и администрации. В августе 1926 г. король опубликовал документ под названием "Основные положения Хиджазского королевства", которые иногда называют "конституцией". (3, с. 336). Они предусматривали назначение в Хиджазе генерального наместника (вице-короля) и глав департаментов, которые несли ответственность перед вице-королем, а тот, в свою очередь, - перед королем.
Исключительно важным элементом политической власти является "шура", или "учет мнения". Этот институт может служить "в качестве замены института выборов и обоснования особой роли узкой группы мусульманских деятелей, составляющих опору главы государства" (6, с. 115). Принцип "совещательности" был закреплен шариатом. Исламские нормы и институты пронизывают всю политическую систему. Это не только из-за того, что мусульмане составляют большинство населения, а свидетельствует о стремлении правящих кругов практически реализовать "исламский образ жизни" и претензиях режима на то, чтобы считаться истинным исламским государством (см. там же, с. 119). Суннитские правоведы сходятся в том, что источниками "шуры" служат Коран и сунна. Доказательство этому - суры "Аль-Имран" и "Аш-шура" из Корана, а также выдержки из хадисов пророка Мухаммада. Большинство улемов склоняются к тому, что интеллектуальный продукт дискуссии, результат обмена мнениями не носит обязывающего характера для правителя (2, 158). Рассматривая реформы Ибн Сауда, мы неизбежно приходим к выводу, что его стремление построить систему государственной власти и управления в соответствии с идеалами первых веков ислама больше соответствовало уровню общественного развития королевства, чем "нововведения", почерпнутые у "многобожников" и "неверных".
Собирание Аравийских земель проходила на фоне борьбы западноевропейских держав за сферу влияния на Персидском заливе, но Абд аль-Азиз ибн Сауд как дальновидный политик все же смог осуществить главную задачу - образовать единое централизованное государство. Примечательно, что Ибн Сауд выполнял ту же историческую необходимость, что и Людовик ХI во Франции и Иван III на Руси. Для понимания политического характера саудовского королевства следует постоянно иметь в виду, что его возникновение произошло благодаря унии между недждийским правителем Мухаммедом ибн Саудом и шейхом Абд аль-Ваххабом, в соответствии с которой первый обязывался поддерживать фундаменталистскую линию шейха, а тот - укреплять власть правителя. В этом тандеме оба персонажа были религиозными деятелями, однако в контексте данного альянса Ибн Сауд и в последствии его династия наряду с религиозным представляли и светский компонент государственности, тогда как Абд аль-Ваххаб и его клан, носящий имя Аль Аш-Шейх, были олицетворением однозначной религиозности. Этот союз в действительности оказался историческим, поскольку привел в 1932 г. к образованию Королевства. И важным религиозным составляющим, сыгравший прогрессивную роль в объединительном процессе, был ваххабизм. Мировой опыт становления государственности свидетельствует о сложных, обычно конфликтных взаимоотношениях светского (секуляристского) и религиозного факторов. Каждый из них нуждается друг в друге до определенных пределов. Однако как только духовенство начинает вмешиваться в сферу государственного управления или же властные структуры - руководить духовенством, регламентировать источники его финансирования, на авансцену выдвигается их объективно существующая полярность. Это диалектическое противоречие, скрытое в саудовско-ваххабитской унии, сглаживается тем, что династия Аль Саудов сама являлась фундаменталистско-секуляристским симбиозом. Видимо это и послужило причиной того, что в саудовском варианте взаимное отторжение оказалось слабее, нежели притяжение. После разгрома ихванов Абд аль-Азиз в целом оставаясь носителем ваххабитских взглядов, начал ощущать как государственник регрессивность крайнего консерватизма, препятствовавшего нормальному развитию страны, отторгавшего достижения цивилизации. В связи с этим баланс в саудовско-ваххабитской унии стал перемещаться в пользу секулярной государственности. С тех пор Саудовская Аравия не вступала в военные действия с соседями по религиозным причинам.
Новым шоковым испытаниям для идеологии ваххабитов явилась начатая разработка колоссальных нефтяных ресурсов, заложившая основу новой эры, взламывавшей традиционный уклад населения и глубинные основы его мировоззрения. Потребность в современном оборудовании, иностранных специалистах (в том числе и иноверцах), создание инфраструктуры со всей остротой выдвигали необходимость реформирования, модернизации - то есть всего того, что было неприемлемо для традиционного ваххабизма.
Королевство Саудовская Аравия, встав на путь развития, не только победила бедность, невежество, болезни, но и достигло огромных успехов в системе образования, здравоохранения и социального обеспечения.
В основе создания государственности был импульс, начавший двигаться за несколько столетий до образования КСА. Важнейшую роль в этом процессе сыграла династия Саудидов, которая с момента своего появления на политической арене начала борьбу с невежеством и всем злом, бесчинствовавшим на территории Саудовской Аравии. Становление Королевства было успешным и потому, что проходило в период перекрывания политической карты Ближнего Востока после первой мировой войны.
Источники
1) Королевство Саудовская Аравия // Министерство информации, отдел внутренней информации - Эр-Рияд: Издательство "Дар-Аль-Кэмам", 1993 - 1413 (по Хиджре). - 208 с.
Литература
2) Александров, И.А. Монархии Персидского залива: этап модернизации / И.А. Александров. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2000. - 544 с.
3) Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745 г. - конец 20 в.). Издание второе, расширенное и дополненное / А.М. Васильев. - М.: Издательство "Классика плюс", Книжный дом газеты Труд, 1999. - 672 с.
4) Лазарев М.С. Крушение турецкого господства на арабском востоке (1914 - 1918 гг.) / М.С. Лазарев. - М.: Издательство восточной литературы, 1960. - 225 с.
5) Новейшая история стран Азии и Африки 20 век (1900 - 1945) / А.М. Родригес и др. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 386 с.
6) Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен. - М.: Издательство "Наука", 1986
7) Яковлев А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции / А.И. Яковлев. - М., 1999 - 170 с.